Спец.предложения
Look Book
10:00-21:00
история создания

Мировая история женского платка

История ношения платка берет свое начало в глубокой древности и уходит корнями в различные исторические эпохи и культуры. Платок является атрибутом практически всех религий и частью моды и стиля в современности.

Традиция ношения такого головного убора, как платок, очень растянута географически - Древние цивилизации - Греческая на Западе, Китай на востоке, Египет и Персия на Ближнем Востоке, исламская Средняя и Центральная Азия и Индийская цивилизация на Юге. Центральную и северную часть этой историко-географической эпохи занимает Древне Славянская Ведическая Русь, дохристианских времен. Повсеместно встречаются образы, в которых обязательно элементом является платок.

Разумен вопрос: а почему эта традиция существует? Возникшая тысячелетия назад, она существует и по сей день. Логично будет предположить, что причиной тому погода - где-то платок защищал голову от зноя, где-то от холода, а в пустынных и степных краях еще и от пыли и песка.

Но также, мы знаем, что наши предки были умны, и помимо практической стороны ношения платков, был еще и более глубокий смысл.

Две тысячи лет до нашей эры найдено первое упоминание о платке как о головном уборе. Относится оно к эпохе фараонов Египта.
И в Египте, и в Ассирии платок указывал на положение владельца в обществе. Головной убор фараонов назывался нем. Он подчеркивал власть и богоподобие фараона. Закрученный сзади в узел, яркий сине-золотой платок, по бокам спускался до плеч.

Покрывать голову женщинам было принято и в Европе. Это считалось правилом благопристойности и символизировало зрелость. Поэтому незамужние женщины не ходили с непокрытой головой, ведь это подчеркивало их статус.

В Германии женщины носили длинные вуали, свободно развевающиеся на плечах, заколотые под подбородком брошью.

В XVII – XVIII веках пришла мода на другие головные уборы – капюшоны, а затем и шляпки.

К началу XIX пришла мода на шали. Считается, что возникла она после египетского похода Наполеона, возвратившись из которого, он привёз своей Жозефине кашмирские шали. Французские модницы сразу же повторили опыт первой красавицы Франции, а за ними и все дамы Европы. В это время большое распространение получили восточноевропейские, индийские шали.

В эпоху Возрождения женщины уже часто не покрывали головы. Подтверждением тому служат картины великих художниокв той эпохи - например, картина "Дама с горностаями" В начале 18 в. на севере Европы появились первые набивные платки с различными рисунками от орнамента до политической карикатуры

Платком традиционно не в качестве модных веяний покрывали голову девушки разных религий. Данная традиция сохраняется и по сей день.

Почему женщины носят платок на голове?

Платок один из важных факторов престижа и призван скрывать женскую красоту. Женские волосы - один из главных символов соблазнения. Для женщины, также, длинные, сильные волосы символ энергии. Они хранят опыт и память человека. Считалось, что женщина с длинными волосами вынашивает ребенка без проблем. Недаром, человеку, пережившему горе или утрату, советуют постричься. В Индии этот обряд считается чисткой кармы. Поэтому раньше не стригли волосы: остриженная женщина у всех народов считалась опозоренной. Мужчины также не носили короткие стрижки, лишь немного подстригали волосы. Изначально во всех вероисповеданиях покрывание головы служило некой защитой от отрицательной энергетики, сглаза и излишнего мужского внимания. Этот головной убор был символом нравственности, чистоты, скромности. До сих пор, девушки, носящие платок на голове отмечают, что в нем чувствуют себя более уверенно. Платок сдерживает, в нем не хочется спорить, ругаться.

Он часто выступал показателем социального статуса обладательницы. Богатые особы носили платки из дорогой ткани, вышитые. Взглянув на головной убор, можно было определить статус его хозяйки, так как он наглядно демонстрировал достаток семьи, сословие и семейное положение. Также, платком обертывали священные предметы. Танцуя, девушки с помощью платка подчеркивали изящность и легкость своих движений.

Еще на Руси считалось, что волосы хранят энергию, поэтому девушки не распускали волосы, опасаясь пагубных последствий. После замужества, женщины полностью покрывали волосы, в то время как у девушек из-под платка или косынки можно было увидеть косу. С библейских времен покрытая голова у женщины была символом благородства, целомудрия и смирения перед мужем. Платок означал принадлежность к мужу, что защищало женщину от посторонних. Поэтому отказ от платка считался выражением гордыни и непокорности, в связи с чем таких женщин не допускали в храм.

История русского женского платка

История платка в Древней Руси начинается примерно в 12 веке: тогда женщины носили «убрус». Его делали из различных материалов: для бедных из шерсти,для более состоятельных из шелка и украшали камнями, золотой и серебряной нитью, речным жемчугом, вышивкой. Платок служил защитой от сурового климата, поэтому его носили поверх головного убора.

До появления крупной промышленности все платки были безымянными и ткались крестьянками на обычных домашних станках. Их или украшали узорными ткаными полосами, вышивками или красили и набивали на них печатные узоры. В ХVI — XVII веках появились платки из плотной «коноватой ткани» и назывались «канаватки». Предположительно, появились они после поездки Афанасия Никитина в Индию. Ими торговали купца с Востока, поэтому особенно ценились и считались драгоценностью. Платок был акцентом в образе русской женщины, его завершением. Большую часть жизни женщина носила платок, не снимая его до самой смерти. Он придавал женщине особый шарм, изысканность

В 17 веке производство шалей было поставлено на поток. И до сих пор платок с традиционными русскими узорами актуален в нашем гардеробе. С 18 века в России набирает обороты изготовление больших платков и шалей. Подражая пестрым шалям, недоступным широкому кругу людей, стали выпускать набивные платки.

Наши шали сочетали красный и желтый цвет - как подражание дорогим парчовым тканям. Желтый цвет был похож на золото.

В начале 19 в. шали создавались на 3-х фабриках, которые назывались «колокольцескими» Товары фабрик Третьякова и Прохорова конкурировали с западными товарами.
Колокольцевский платок
К концу 19 в годах стали применять ализариновые красители. Самыми известными стали барановские платки и ситцы, отличавшиеся ярким красным цветом. Секрет этого цвета был в используемой воде, в которой практически не содержалось соли. Добывалась она на озере в селе Карабаново. Барановские платки были узнаваемы: по рисунку, орнаментальному рисунку и ярким краскам.

Позже, мода на платки достигла пика - шалями стали обивать обувь, мебель, шили из них одежду.

В 20 веке платки и шали стали одним из необходимых аксессуаров. На каждом празднике или церемонии женщина появлялась в платке. На картинках художников мы можем увидеть девушек в пестрых или пуховых шалях, которые согревали даже в самые суровые морозы. Эти женщины - образ нашей Родины. В 20 веке платок все еще был популярен. Атрибутика красного цвета стала символом соцреализма - это коснулось и платка, точнее косынки. Иностранцы страстно желали привезти в свою страну «русский сувенир» красный пионерский галстук. В Великую Отечественную войну платочек был символом верности и талисманом для фронтовиков. Они хранили его в своих шинелях, и он служил им стимулом для защиты Родины и напоминал о семье.
Кустышки - головной убор русского традиционного костюма Архангельской области.

Платки разных национальностей

Как же выглядела культура ношения платка выражалась в других культурах? Посмотрим на примерах с фото.

Индия

Образ индийской женщины неотделим от традиционного наряда «сари» При этом сари это не только одежда, но и головной убор. Конец сари накидывается на голову, покрывая волосы. Женщины всех сословий до сих пор носят также прозрачные вуали, воздушные покрывала, которые прикрепляются на голове обручем.Женщина, одетая в сари одним своим видом настраивает на уважительное отношение к ней, как к прекрасной половине человечества, автоматически делая ее более женственной и привлекательной, чем женщину в современной одежде.

Сари независимы от моды и многие индианки до сих пор носят их.
Израиль

В ортодоксальном иудаизме существует свод правил - «цниют», который включает в себя законы скромности и определяет внешний вид девушки. Женщины и девушки должны носить неброскую, но красивую одежду, при этом не вызывающую. Небрежность неприемлема. Голова должна быть покрыта головным убором, который называется «тихль». Его повязывают назад, оставляя шею открытой.
Центральная Азия и Ближний Восток

В этих территориях распространено ношение самых "радикальных" одежд - паранджи. Паранджа - это халат с длинными руками и сеткой, закрывающей лицо. Другая разновидность паранджи называется чадра и выглядит как легкое покрывало белого, синего или черного цвета. Оба этих нарядах носят , чтобы скрыть фигуру с головы до ног. Наиболее распространены в Афганистане и Пакистане.
Малайзия и Индонезия

Эти страны отличаются любовью к ярким цветам - это касается и головных уборов для мусульманских девушек Малайзии и Индонезии. В Малайзии платки не только традиционный головной убор, но и важный аксессуар в высокой моде. Там набирает обороты популярность «скромной моды»
Африка

Женщины в Габоне, Гане, Намибии носят тюрбаны, при это шея, уши и плечи остаются открытыми. Сочетают такие платки с яркими крупными серьгами и выразительным макияжем. Мусульманские африканки носят платки на классический манер.
Турция

Турция - мусульмано-светское государство. Традиционные наряды и головные уборы все еще носят повсеместно, однако становятся менее популярными среди современных девушек. На смену приходит тюрбан — платок, завязанный необычным способом. В парикмахерских Турции существует услуга по красивой укладке тюрбана.
Казахстан
Иран
Армения
Азербайжан
Юлия Муравская
Главный редактор блога "Дом пуха"
страница Вконтакте
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ
Выбор покупателей
Made on
Tilda